О СЕМИНАРЕ, ОБЩИНЕ И ФИЛОСОФИИ  ИНТЕРВЬЮ С НАНДА ГОПАЛОМ ПРАБХУ  

О СЕМИНАРЕ, ОБЩИНЕ И ФИЛОСОФИИ  ИНТЕРВЬЮ С НАНДА ГОПАЛОМ ПРАБХУ  

— Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях от посещения нашей общины.

— У меня остались самые здоровые и самые благоприятные впечатления. Много зависит от лидера, и в этой ятре такой чудесный лидер, Бала Кришна прабху. Он просто в себе соединяет то, что часто очень трудно соединить — мудрость, прозорливость, такую философскую основательность, и в то же время видно, что он хороший менеджер. Это как раз то, что Прабхупада в себе также соединял. Поэтому я реально вижу, что многое зависит от него. Нужно беречь его в ятре, тем более, что он так приболел серьёзно.

Я даже не знаю, с чем эту ятру сравнить. Такой организованности я практически нигде не видел. И это очень благоприятное впечатление оказывает. То есть, впечатления у меня сверхположительные.

— В нашей общине Вы давали семинар «Метафизика вайшнавской общины». Какую основную идею Вам хотелось донести в Вашем семинаре?

— Да, в конце семинара была такая идея. Конечно, она дискуссионная, и я сразу обозначал, что семинар философский характер имеет, а не догматический. То есть, эта идея в том, что мы должны идти в духовный мир к Кришне вместе. Пока мы это не поймём, наши ятры будут очень слабыми, и преданные будут друг друга как средство воспринимать, а не как цель — отношения друг с другом. Если мы будем понимать, что мы идём к Кришне вместе и вечно должны быть вместе, с этими преданными, складываются вечные отношения.

Это не значит, что мы обречены это делать. Если преданные не хотят быть вместе, то нет проблем, Кришна не против этого. Они могут оскорблять друг друга… То есть они будут, скажем так, отталкиваться друг от друга, как бильярдные шарики. Но если преданные реально хотят быть вместе… Кришна — «первый персоналист на деревне», то есть Он обязательно сделает так, чтобы они были вместе и дальше, дальше, и в конце концов вечно служили Ему вместе. Поэтому, идея семинара по сути такова: что преданные должны служить, и в практике, и в совершенстве быть вместе. Тогда у нас будут сильные общины.

ИДЕЯ В ТОМ, ЧТО ОБЩИНА ЭТО НАШЕ ВСЁ

— Чувствуете ли Вы, что преданные поняли, что Вы хотели сказать?

— Ну, по отзывам — да. Вроде как, преданные благодарили действительно, я вижу, что люди понимали, о чём я говорю. Единственное, что мне, конечно же, что-то не понравилось. В лекции скомкано было что-то… Но это чисто мои личные субъективные преподавательские впечатления. Можно было бы что-то лучше сделать, сказать. Вроде бы всё понятно было более-менее. И это достаточно субъективная вещь — читать лекции. Хотя мне, например, первая лекция больше понравилась, чем вторая.

Но некоторые люди подходили и говорили: «Вот вторая была намного лучше. В первой вы немножко загрузили, вторая такая практичная». Так иногда не можешь «гадать на кофейной гуще», какая лекция была лучше. Мне кажется, преданные понимали. Вопросы иллюстрировали это. Идея в том, что община — это наше всё. Но это дискуссионная идея. Кто-то может не согласиться. Хорошо, ради бога, вы хотите уходить как-то по-другому в духовный мир. Давайте, попробуйте.

— Расскажите, что вдохновило Вас на создание этого семинара и обсуждение этой темы. Как возник Ваш семинар?

— Наверное, это видно из начала семинара — идея Садху Махараджа. Мне вообще очень нравится его общинный настрой. Он — санньяcи нового типа, поэтому я преклоняюсь перед ним, этот санньяси — он как отец, чувствуется, что он в твоей семье, хотя у санньяси не должно быть семьи. Но он в духовной семье преданных, его все любят, по крайней мере здесь, у нас в Сибири, и желают ему здоровья. Его книги очень много добавили мне в понимании общинного настроя, умонастроения. Особенно мне понравилась книга «Сверхсознание», там лекции по Третьей Песни Бхагаватам, и там серьёзно проскакивает это общинное понимание, не говоря уже об «Общине сердца» и так далее.

Потом я вернулся к книге «Код абсолюта», которая имеет немножечко другую направленность. Это его первая книга. Она более метафизическая, сухая такая, философская. Но уже услышав от него об общине, я увидел четыре принципа в этой книге, где он говорит «предмет существует, различим и так далее», и я подумал, что это можно применить и к общине. Я на это долго медитировал, где-то год наверное, и потом послал Махараджу своё слайд-шоу, объяснил свои идеи, и ему понравилось. Так это получилось. Очевидно, меня вдохновил Садху Махарадж и преданные, которые хотят быть в общине.

КОГДА В ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ ЕСТЬ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ДИСКУССИИ ЭТО ПРИДАЁТ СИЛЫ РАЗВИТИЮ ТРАДИЦИИ

— В чём важность обсуждения таких дискуссионных, не догматических тем? Ведь кто-то может возразить, что в этом нет необходимости, и нужно обсуждать только догму.

— Мы обречены. Мы обречены делать это. Особенно когда мы говорим о будущем — о развитии общин, о развитии ИСККОН. Грубо говоря, Прабхупада не прописал детально будущее, десять тысяч лет будет Золотой Век или что-то такое, но это достаточно скупая информация. Поэтому как развиваться общинам и нашему ИСККОН — это момент дискуссионный. Поэтому я уверен, что мы вправе обсуждать это.

Также дискуссионна проблема «Была душа в духовном мире или нет», хотя это больше метафизическая проблема. Уже давно пора понять, что это момент дискуссионный. Каждый может предлагать свою логику, свою аргументацию. И это нормально. По моему убеждению, когда в философской традиции есть пространство для дискуссии, а не когда мы просто зашорены в догматах каких-то, это придаёт силы развитию традиции, она не «засыхает». «Форточка открыта», грубо говоря и так далее. Мы можем много философствовать, встречаясь с представителями других традиций, например. Это просто непаханое поле философии.

Конечно, догматика тоже должна быть. Например, лекции по Бхагавад-гите воскресные, Шримад Бхагаватам утренние — там должно быть всё достаточно догматично. Догматично, но практично. То есть, там мы не должны философствовать. Там мы должны рассказывать о Кришне, как Прабхупада это делал, как ачарьи. Но когда это какой-то дополнительный семинар, почему бы нам всем вместе не пообсуждать, как могло бы быть или как могло бы не быть.

— Вы как кандидат философских наук, несомненно, изучили и изучаете множество философских систем. Почему же среди них философия гаудия-вайшнавов остаётся для Вас наиболее привлекательной?

— Персонализм, радикальный персонализм привлекает меня очень сильно. Меня привлекает, что Кришна — это личность. Это личность, которая пускает к себе гораздо ближе, чем, например Бог в тех же авраамических религиях. Ислам, христианство, иудаизм — там Бог не имеет формы, слуга бога преклоняется перед ним, максимум благоговеет. Но в традиции вайшнавизма, особенно в традиции гаудия-вайшнавизма, Кришна даже отодвигает в сторону свою божественность и говорит: «Я хочу общаться с тобой на равных».

И это я считаю апогеем персонализма. Так как у меня лично отношение к жизни всегда было такое персональное, я не мог себе представить, как я могу быть с кем-то разлучён, если личность мне дорога. Просто каким-то логическим образом эта философия мне подошла. И всё. Так как я персоналист, и гаудия-вайшнавизм — это в хорошем смысле радикальный персонализм, это очень здорово.

Хотя какие-то внешние моменты мне могут не нравиться. Между нами говоря, мне буддийская живопись всегда нравилась больше, чем вайшнавская. Или иконопись. У нас ещё не развито искусство. Западный стиль, в котором художники работают, много теряет изначальной духовности. Мне может внешне что-то не нравиться, но так как я внутри персоналист, я принимаю эту философию. Меня как раз привлекало то, что Бог даже перестаёт быть Богом. Этого точно ни у кого нет. Такая «безбожная» раса, без понимания того, что Он — Бог. Даже похожего ничего нигде нет.

МЕНЯ ПРИВЛЕКАЕТ, ЧТО КРИШНА ЭТО ЛИЧНОСТЬ, КОТОРАЯ ПУСКАЕТ К СЕБЕ ГОРАЗДО БЛИЖЕ

— В чём Вы черпаете вдохновение на своё непростое служение лидера общины и регионального секретаря? Кто вас вдохновляет в Вашей личной духовной практике также?

— Мои учителя, те, кто меня попросили, и те, кто знают, что я это делаю, вдохновляют меня. Это и Бхакти Чайтанья Махарадж, который как «босс» в этом плане. Он очень чуткий и заботливый, всегда ответит на письмо. Он всегда устремлён к мировому разрешению ситуации. Иногда бывает, что старшие преданные склонны «отрезать», а Махарадж совсем не такой. Садху Махарадж, который попросил меня. Когда он снял с себя полномочия регионального секретаря, он сказал, что «я советую тебя». Мне хочется это как-то оправдывать.

Какая-никакая практика тоже вдохновляет, примеры наших святых. Если они это делали, и мы что-то подобное попробуем — тоже неплохо. Шрила Прабхупада, несомненно. Он путешествовал, отвечал на письма, не было даже интернета, Прабхупада написал больше семи тысяч писем. Он чуть ли не каждый день это делал. Если 7000 писем разделить на 365, получится примерно количество лет, которое он проповедовал, а может даже больше. В день по несколько писем без интернета. 14 раз вокруг света. Поэтому Прабхупада прежде всего. Его ученики делали то же самое.

В моей духовной практике меня также всегда вдохновлял Вишванатха Чакраварти, Баладева Видьябхушана. Рамануджачарья, их традиция меня очень вдохновляет, Веданта Дешика. Меня вдохновляют и учителя других традиций. В православии меня вдохновляет Григорий Палама, традиция Афона, Иисусовой молитвы. Меня очень вдохновляет великий святой 8 века Шантидева. У него есть книга о сострадании к другим живым существам.

ЗАБОТЬТЕСЬ О ЛИДЕРЕ

— Что бы Вы хотели пожелать преданным нашей общины?

— Однозначно, заботьтесь о лидере. Потому что видно, что Бала Кришну здоровье подводит потихонечку, уже серьёзно подводит. Поэтому как можно больше старайтесь помогать ему, когда он делегирует служение, с достоинством берите и несите его в общине. Преданные не вечны, даже лидеры. Таких нет во многих ятрах. Это драгоценность, которую нужно хранить. Поэтому пусть он будет даже меньше менеджером, больше духовным вдохновителем. Это логично, этого требует время. Может больше философии передавать, практики. Попытайтесь понемногу избавлять его от менеджерской нагрузки. Потому что я уверен, что он может послужить не только вашей общине. Я с удовольствием его приглашаю. Это моё основное пожелание, пожалуй.

Ещё я желаю вам интеллектуально развиваться, я вижу из разговора с преданными, что здесь есть хороший интеллектуальный ресурс для изучения философии. Может быть, здесь будет вайшнавский образовательный центр. Желаю достроить храм. Не бояться планировать, мечтать. Заражайтесь этим, поддерживайте, особенно молодые преданные. Я здесь первый раз и ещё пока не знаю, что вам желать. Я вижу, что здесь всё хорошо. Это прям бросается в глаза. По лидеру общины, по сегодняшнему празднику [концерт в честь 23 февраля — прим. ред.] Если в общине нет каких-то внутренних отношений, она бы такой праздник не замутила. Это было бы исключено. Здесь много юмора, много веселья, все смеются, прасад есть, всё организовано. Просто бесподобно. Старайтесь просто развивать те ценности, которые заложены лидером.

Оставь комментарий первым! Нам важно Ваше мнение!

Оставьте комментарий!

Ваш email адрес не будет опубликован!


*


Ниже Вы можете оставить свой комментарий!!! Мы очень ждем Ваших отзывов!